Александр Кот
seo-специалист, маркетолог
Блог плохого маркетолога
Мой сайт
+7 (906) 254-19-70Задать вопрос

Как выбрать SEO

Как выбрать специалиста по SEO? Инструкция

Найм оптимизатора в чем-то схож с подбором врача. Кроме параметров, которые вы можете просчитать, вроде стоимости услуг, надо учесть еще много вещей, в которых вы, скорее всего, профессионально не разбираетесь. И — на определенном этапе включить  интуицию. Мы составили пошаговый алгоритм, который явно отсечет неудачников и серьезно повысит шансы на то, чтобы найти толкового профессионала, подходящего конкретно вам.

В этом тексте:

— по каким критериям оценивать претендентов на ваш бюджет;

— какие вопросы надо обязательно задать оптимизатору;

— почему надо аккуратно анализировать портфолио;

Пошаговая инструкция по подбору оптимизатора сайта

После того, как вы определились с целями продвижения своего сайта (увеличение посещамости,  повышение в рейтинге поисковых систем по конкретным позициям, рост конверсии. Подробнее об этом смотрите текст «Что должен знать о SEO руководитель компании»), наступает этап поиска исполнителя. Его целесообразно разделить на несколько стадий.

  1. Рассылаем запросы в компании, занимающиеся продвижением сайтов. Иногда это могут быть не специализированные фирмы, а многопрофильные, например, рекламные агентства полного цикла. Оптимальное количество писем 20-30 штук, но общее правило — чем больше, тем лучше. В самом запросе указываем сайт, но не уточняем задачу, просто пишем: мы заинтересованы в услугах по продвижению, сообщите, пожалуйста, что вы могли бы предложить и на каких условиях. При таком подходе вы убиваете двух зайцев. Во-первых, можете оценить заинтересованность компании в вас как клиенте: для ответа на столь весьма общий вопрос оптимизатору сначала потребуется изучить весь сайт, а затем еще потратить время на обдумывание ответа и его составление. При этом — с пока еще туманными перспективами. Если дело дошло до ответа, значит интерес есть. Во-вторых, из полученного письма вы возможно узнаете о каких-то проблемах и недостатках вашего сайта, на которые раньше не обратили внимание.
  2. После рассылки запросов ждем 1-2 недели. Оперативно ответит примерно половина. Сразу отсекаем те компании, которые прислали вам типовое коммерческое предложение, не удосужившись внимательно посмотреть на специфику вашего сайта и вникнуть хотя бы поверхностно в ваш бизнес.
  3. У оставшихся претендентов, а их, вероятно, будет не больше пяти, запрашиваем следующие параметры:

— цена;

— портфолио;

— гарантии успеха, которые компания может предоставить;

— формы отчетности.

Не исключено, что на этом этапе отвалится еще парочка компаний: по причине либо  отсутствия портфолио (тогда это точно не ваш вариант), либо не захотят отвечать про гарантии (это можно понять, почему — ниже. В этом случае имеет смысл пойти навстречу), или же сообщат, что проект отчетности — коммерческая тайна или что-то в таком духе (тогда — бегите).

  1. Анализируем полученную информацию из предыдущего пункта.

А) Цена.

Помните, как оцениваются выступления спортсменов в артистических видах вроде гимнастики или фигурного катания? Откидываются самые низкие и самые высокие выставленные судьями баллы, по остальным считается среднее арифметическое. Мы не призываем сразу отказываться от услуг самой дорогой и самой дешевой компании, всего лишь рекомендуем обратить внимание на  то, насколько велика разница между некой медианой  и полярными по цене предложениями. Были случаи, когда эта разница находилась на уровне 50 раз. А между двумя соседними вариантами вилка  в том же самом проекте была «всего» в два раза. И такие разрывы — обычная практика.

Если предложение непропорционально дорогое или дешевое по сравнению с медианой — рекомендуем отказаться. Конкретный эпизод. Контора по продвижению сайтов, вполне себе приличная, выкатила вариант в 100 тыс. рублей в месяц. Причем не то чтобы сильно проработанный. Заказчик в силу каких-то причин рассчитывал сотрудничать именно с данной структурой, но 100 тыс. у него не было. Он честно сказал, что может выделить 50 тыс. и спросил, что оптимизаторы могут предложить за эту сумму. В ответ клиент получил весьма размытый вариант, который сводился к следующему: в первый месяц будет проведена техническая оптимизация сайта, причем за услуги программистов надо будет заплатить отдельно, а уже по ее итогам будет составлен конкретный план работ, исходя из суммы. Как вы понимаете, сделка не состоялась.  

Могут наблюдаться и диспропорции по соотношению цена \ набор услуг. Например, одна компания за некую цену предлагает ограниченный перечень операций, а вторая за сопоставимые деньги — огромный список всего что только можно придумать. На последнюю мы предлагаем посмотреть придирчиво и уточнить у ее специалистов, готовы ли они весь свой красивый перечень привести в приложении к договору.

Что в итоге делать: мы рекомендуем в вопросе цены ориентироваться либо на медиану, либо на возможности бюджета. Если эти возможности превышают медиану, то приоритет отдайте тем, кто за эти деньги предлагает максимум — с учетом, разумеется, оговорки из предыдущего абзаца.

В любом случае цена не должна быть определяющим факторов. Не  стоит, если возможности позволяют, хвататься за самый дешевый вариант и потом бежать гордо докладывать начальству, что вы сэкономили 50% от изначально заложенных цифр. Еще вопрос, во сколько эта экономия в итоге обойдется.

Б) Портфолио.

Не рекомендуем сильно обращать внимание на размер портфолио, на статус компаний-клиентов, а также на сайты самих клиентов.

Дело в том, что размер ни о чем не говорит в принципе, его можно нарастить искусственно. Предлагаете бесплатный аудит, выполняете его — и заносите «клиента» в свой победный список. Обман? Нет. Что-то говорит об уровне исполнителя? Тоже нет.

Статус компаний-клиентов также может быть обманчив: в конце концов вы не знаете, как именно вашему оптимизатору удалось заполучить в свой перечень крупнейший строительный холдинг региона — через честный тендер, взятку или родственные связи. А может быть через жесткий демпинг, что говорит о скупости заказчика, но не имеет ничего общего с уровнем профессионализма SEO. И в то же время перспективная команда вполне может иметь в своем портфеле всего лишь парочку узконишевых Интернет-магазинов, но зато она их раскрутила с нуля до уровня хороших продаж (были в нашей практике подобные эпизоды).

Почему не стоит смотреть на сайты клиентов, которые претендент на ваш бюджет продвигает? По той причине, что он их продвигает, а не делает. Ну вот нравится старенькому директору крупного завода страшненький сайт своего предприятия — не потому, что он качественный, современный и удобный, а потому, что его на коленке слепил ненаглядный внучек. Не встречали подобной истории? Мы, если честно, тоже, но близкое к такому было. Не всегда, очень далеко не всегда, заказчик готов обновить свое веб-представительство или заказать новое, сколько бы оптимизатор не втолковывал ему про такую необходимость.

Что же делать? Посмотрели портфолио — и позвонили в компании-клиенты, желательно конкретно тем людям, которые сотрудничают с вашим претендентом. Расспрашиваем о результатах и продолжительности сотрудничества, общей удовлетворенности от совместной работы. Заодно, к слову, и новые полезные деловые связи наладите.

В) Гарантии успеха.

Если SEO-специалисты клянутся вам, что поставленная задача будет выполнена на 100% и никак не иначе, — бегите сразу. В деле продвижения сайтов гарантий быть не может, поскольку нет абсолютно верных работающих алгоритов, которые выводили бы сайты в топ поисковых систем. Если бы такие алгоритмы существовали, то все сайты по конкретной тематике и запросам были бы на первых позициях.

Однако, и это важный момент, оптимизатор может дать, скажем так, частичные гарантии. Например, вы выбрали вариант продвижения сайта по запросам, и вместе со специалистами определили 50 фраз. SEOшник вполне может пообещать, что через какое-то время 10-15 из них окажутся в топе. Это уже вполне реальная посильная задача.

Г) Форма отчетности

Сотрудничество с SEO длится не один месяц, если речь именно о продвижении, а не о разовых работах типа аудита или исправлении ошибок в коде, поэтому регулярная отчетность — обязательный элемент контроля над процессом. Заодно дисциплинирует SEO-специалистов и вам позволяет держать руку на пульсе.

Отчет обязательно должен содержать:

а) список выполненных или выполняемых в данном периоде работ;

б) обозначать возникшие проблемы (пригодится в случае разногласий);

в) показывать текущие результаты (например, показатели трафика, позиции по запросам, конверсию).

Оптимальная периодичность отчета: 1 раз в две недели или 1 раз в месяц.

Если претендент говорит вам, что у него единая форма отчетности для всех клиентов и он не готов менять ее под ваши конкретные нужды, то либо он является очень крутым и успешным оптимизатором, либо он ленив. Мы при таком раскладе рекомендуем не связываться, поскольку оба этих варианта говорят о том, что высокого уровня клиентоориентированности вы здесь не дождетесь.

  1. С прошедшими через сито всех этих критериев компаниями назначаете встречу и проводите переговоры. Вот здесь уже надо включать интуицию и выбирать поставщика услуг по совокупности как объективных факторов, так и субъективных впечатлений — в общем, совершенно ничего нового по отношению к тому, что вы делаете в своей повседневной деловой практике. За исключением двух крайне важных моментов.

А) Обязательно спросите у своего оптимизатора, были ли у него неудачи. Если не было, то либо он крайне успешен, что маловероятно, либо врет, что высоковероятно. У нас неудачи были. И это — нормально. Вот если их не было — повод задуматься.

Б) Задайте вопрос, на какие уступки готов пойти ваш предент в том случае, если не будет результата. Мы советуем сделать так: если по истечении шести месяцев поставленная задача не выполнена, то какое-то время (скажем, два месяца) оптимизатор старается достичь результатов за свой счет. Если успех придет, то сотрудничество можно продолжать. Если нет, то нет. И так тоже бывает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задать вопрос: