Александр Кот
seo-специалист, маркетолог
Блог плохого маркетолога
Мой сайт
+7 (906) 254-19-70Задать вопрос
Без рубрики

Сколько стоит SEO?

­Сколько стоит SEO?

Знаете, что главное в вопросе цены продвижения сайтов? Ее нет. Рынок так устроен, что приходится много сопоставлять, сравнивать и торговаться. В статье речь пойдет о специфике ценообразования в SEO, прочесть надо обязательно для понимания основ и для того, чтобы не выглядеть глупо на переговорах.

В этом тексте:

— В SEO нет понятных цен, и это нормально

— Почему в SEO часто 200 тыс. рублей = 20 тыс. рублей

— И сколько все-таки стоит SEO? Некоторые цифры.

В SEO нет прейскурантов

Сейчас будет небольшой кошмар для технарей, бухгалтеров, экономистов, аудиторов, корпоративных юристов, маркетологов и коммерческих директоров – всех тех специалистов, которым надо четко понимать, из чего и как складываются затратные цифры.

Вам, скорее всего, случалось заглядывать в парикмахерскую. Или ходить в ресторан. А может быть, даже заказывать разработку сайта или услуги рекламного агентства. Вникали в то, как там устроено ценообразование? Вот в SEO оно такое же. Есть какая-то себестоимость, остальное – фантазия владельца, ограниченная конкурентами. Как ценник на фуа-гра или пекинскую утку не сильно зависит от коммунальных расходов ресторана и зарплаты шеф-повара, так и продвижение сайтов в Интернете оценивается больше по нематериальным, нежели материальным составляющим. На прайс опытного  врача лишь в невеликой степени влияет то, сколько он отдает записывающей на прием секретарше; гораздо важнее его стаж, размеры и статус клиентуры, положительные рекомендации, специализация. Оптимизатор или, как вариант, команда по продвижению – те же самые консультанты, у которых есть свое собственное представление о том, сколько их услуги стоят.

И это абсолютно нормально.

Еще несколько лет назад для успешной оптимизации, если немного упрощенно, можно было закупить внешних ссылок и жить спокойно. Цена этих ссылок поддавалась подсчетам, на нее накидывалась разумная прибавка исполнителю, и все это было возможно спокойно обосновать генеральному директору и аудиторам. Проще было и с тем, чтобы прикинуть расходы на долгосрочную перспективу.

Но времена изменились, конкуренция между сайтами усилилась, алгоритмы поисковых систем стали сложнее, и теперь на место войны ссылочных бюджетов пришли другие подходы, которые требуют от оптимизатора включать мозг и учитывать гораздо больше параметров. Возьмем следующий пример. Как подсчитать, во сколько обойдется обычная система водоснабжения в типовом загородном коттедже? Все просто: стоимость материалов + зарплаты не сильно жадных и вменяемо выпивающих работяг. А теперь представьте, что у вас не коттедж, а огромное нестандартное здание, по которому надо сначала принять множество инженерных решений – и не проверишь сразу, какие из них будут верными – а уже потом прокладывать трубы. Вот так теперь и живем – в этих самых нестандартных зданиях.  

Формирование прейскурантов в SEO сродни ценам в создании сайтов. Можно сделать сайт и за 100 тыс. рублей и за 500 тыс. рублей – примерно один и тот же. Между ними, конечно, будет какая-то разница, но не настолько, что оправдать вилку в пять порядков. Причем не исключено, что агентство, которое Вы наймете за 500 тыс. рублей, для определенных работ привлечет по аутсорсингу, скажем, дизайнера  или программиста, который будет выполнять аналогичные операции для стотысячного сайта ваших конкурентов. И сам этот рядовой исполнитель получит от своих заказчиков, то есть агентств, одни и те же деньги. Просто агентство, которое выставило счет на 500 тыс., заработает больше, чем то, которое взялось за 100.

Какие еще причины помимо значительной доли интеллектуального труда, тарифицировать который трудно, служат тому, что в SEO столь свободное ценообразование? И кроме того, что каждый сайт индивидуален, и с общей меркой подойти даже к двум схожим Интернет-магазинам нельзя?

Одной из них является то, что в SEO нет стандартов, которые были бы утверждены на государственном или отраслевом уровне. Нет перечня операций, нет описания технологических процессов, на которых стоял бы штамп «одобрено», «утверждено» или «сертифицировано».

Еще одна причина: в SEO нельзя дать четкие гарантии, можно лишь спрогнозировать результат. Но даже этот прогноз будет в большей степени основан на интуиции, а не расчетах. Дело в том, что мы не знаем всех подробностей работы алгоритмов поисковых систем, поэтому любая тактика продвижения носит вероятностный характер. В нашей практике бывали случаи, когда достижению поставленной задачи по продвижению не помогало ничего – ни ссылки, ни тексты, ни техническая оптимизация. Кроме одного шага – смены дизайна и структуры сайта.  

К чему мы пришли? К тому, что цены берутся с потолка? Честно – да. Можете даже провести небольшой эксперимент. Запросить котировки на конкретные услуги по SEO в регионах и Москве. Предложения будут различаться в несколько раз. А результат не может гарантировать никто – ни крупная столичная контора, работающая с заказами от 200 тыс. рублей в месяц, ни скромная лавочка из Тюмени, готовая взяться за дело за 20 тыс. Причем делать что тюменцы, что москвичи, скорее всего, будут одно и то же. Нельзя вообще исключать того, что москвичи наймут своих коллег из Сибири.  

Конкретный пример: новостной портал, Санкт-Петербург, задача – увеличение количества посетителей. Опрошено несколько SEO-команд, предложения в том, что касается набора услуг, поступили, конечно, разные, но основа – техоптимизация + ссылки + тексты + оптимизация текстов под SEO – была  в целом одна и та же. Так вот, разброс цен – от 26 тыс. рублей до 100 тыс. рублей в месяц. Москвичи заломили более 1 млн рублей (без бюджета на покупку ссылок), но это уже, видимо, должно быть интересно специалистам из другой области, а не контент-маркетинга.

У Вас, наверное, теплится надежда, что наши слова про Москву и Тюмень, про 200 тыс. и 20 тыс. – художественный прием, гипербола, что в реальности все может и так, но хотя бы чуть-чуть – все-таки не так. Да, это может быть и не так. Наше знакомство с SEO-миром показывает, что скорее всего за 100 тыс. рублей Вы найдете более опытного оптимизатора или команду, чем за 30 тыс. Но результат гарантировать все равно не сможет ни тот ни другой. И к тому же надо еще внимательно посмотреть, что именно стоит за этими 100 тыс. – один удачный проект, который выстрелил? Раскрученный благодаря настойчивой рекламе и красивым выступлениям на бизнес-конференциях бренд? Или серия проектов, от заказчиков которых Вы реально можете получить положительные отзывы? 

Как же все-таки определить цену на SEO? Некоторые цифры

Но нельзя же так в самом деле – просто сообщить, что SEO стоит не пойми сколько, и не дать никаких рекомендаций, что же с этим в итоге делать. Мы Вас не бросаем, не подумайте, у нас в отдельном тексте есть на эту тему инструкция «Как выбрать специалиста по SEO». Там и про то, как найти правильную цену тоже. А приведенный выше текст с примерами нужен для того, чтобы Вы внутри себя отказались от бухгалтерской идеи, что есть какие-то ориентиры, прейскуранты, цифры и алгоритмы. Такой подход, окрестим его арифметическим, свойственен людям, которые занимаются техническими и финансовыми вопросами: вынь да положи технико-экономическое обоснование каждой расходной статьи, а еще приложи план-график с результатами. Увы, подходить к SEO с «арифметикой» – заведомо проигрышный вариант.

Теперь, прочувствовав специфику ценообразования в SEO, Вы готовы перейти к конкретным показателям, можете их грамотно интерпретировать и не позволить им сбить себя с толку. Все примеры, которые идут ниже, включают в себя технические работы по оптимизации сайтов, метатеги, сниппеты, закупку качественных ссылок, заказ текстов у копирайтеров и пр.

Итак, в Санкт-Петербурге:

— продвижение Интернет-магазина с нуля по 10 позициям в топ-10: 40 тыс. рублей \ месяц

— продвижение сайта крупной консалтинговой компании, работающей по многим направлениям: 20 позиций за 50 тыс. рублей в месяц

— увеличение посещаемости экскурсионного бюро: 70  тыс. рублей в месяц (высокая конкуренция, напомним, речь идет о Санкт-Петербурге)

— продвижение сайта крупного завода, 20 позиций –  75 тыс. рублей в месяц

— ваш сайт…. А присылайте, мы посмотрим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Задать вопрос: